Праздник «Воздушного змея»

Многие польские ребята с увлечением занимаются конструированием воздушных змеев и с нетерпением ждут ежегодного праздника Воздушного змея — праздника, которого нет ни в одном календаре.

Первые соревнования и показы воздушных змеев состоялись в 1962 году. С тех пор осенью каждого года тысячи ребят в городах и селах демонстрируют свои модели на соревнованиях, проводимых Польским центральным аэроклубом. В соревнованиях, которые проходят в нескольких турах, могут участвовать все желающие. После первого тура — отборочных соревнований в небольших (районных) городах — проводятся соревнования в воеводских (областных) городах. Победители этих соревнований съезжаются на центральный праздник Воздушного змея в один из больших городов (в 1963 году праздник проходил в Гданьске, в 1964 году — в Варшаве). Состязания змеев проводятся в двух классах: плоских и коробчатых воздушных змеев. Очки присуждаются за дальность и высоту полета, за слаженность и быстроту запуска, за прохождение проложенной сложной трассы и т. п. Победителям присуждаются грамоты. О них пишут не только харцерские и молодежные газеты, но и центральные польские «взрослые» газеты.

Последний праздник Воздушного змея имел особенный успех. В первых отборочных соревнованиях приняло участие около 25 тысяч ребят всех уголков страны.

25 октября 1964 года на аэродроме Варшавского аэроклуба в Гоцлаве встретились 88 лучших конструкторов летательных аппаратов. Плохая погода (шел сильный дождь) не остановила соревнований и даже в этот день было побито несколько рекордов. Коробчатый воздушный змей Стефана Кужавского, ученика одной из Гданьских школ, поднялся на высоту 800 метров и занял первое место в этой категории змеев. В категории плоских воздушных змеев победила модель Хуберта Радомского из Могильна. Второе место было присуждено Збигневу Хмелярчику из Равидзы и третье — Зофии Бура из Познани. Победителям соревнований были вручены почетные грамоты и награды в виде комплекта инструментов и материалов для мастерских, книг по моделизму и многие другие подарки. Жюри соревнований особо отметило высокое качество и отличную отделку моделей.

Деревянные каркасы моделей были в основном выполнены из сосновых реек. Обшивка — бумажная, матерчатая или из тонкой полиэтиленовой пленки главным достоинством которой была непромокаемость и прочность. Полиэтиленовая обшивка с успехом выдержала экзамен и в условиях сильного ветра и дождя. Размеры участвовавших в соревнованиях змеев колебались от 400 мм до 3000 мм. В качестве буксирного троса чаще всего применялась крепкая конопляная нить или — в случае больших змеев — прочный конопляный шпагат. Буксирный трос наматывали на катушку или на ручную дрель.

Все участники соревнований еще раз убедились, что залог успеха зависит от конструкции воздушного змея и умения запускать и буксировать модель.

Всю зиму юные моделисты будут работать над конструированием своих летательных аппаратов, чтобы весной и летом провести испытания моделей, изучить их нравы, подобрать соответствующий угол наклона змея к ветру, научиться буксировать его в различных условиях погоды.

Если и вы, ребята, хотите, чтобы ваши змеи взвились под облака, предлагаем вам, не откладывая в долгий ящик, приступить к постройке моделей, описание которых приведено в этом номере журнала.

Помните, что испытания воздушных змеев нельзя проводить в грозу или вблизи линий высокого напряжения.

Желаем вам успехов и отличных ветров для моделей.

Добавить комментарий