Двенадцать замков королевской казны

На рассвете жители острова Самос уже знали о случившемся. Двенадцать дверей королевской казны, каждая из которых запиралась изнутри огромной задвижкой, были открыты, а казна пустая.

В полдень толпа, собравшаяся у первых ворот массивного здания, начала расступаться, делая широкий проход для королевской стражи. Между молчаливыми и испуганными рядами жителей Самоса медленно ступал грозный повелитель Поликрат. Войдя в храм, где недавно было совершено святотатство, король остановился у алтаря богини Геры, где на коленях стояли одетые в белые одежды жрецы. Вспотевшие от страха, они готовились принять высшую меру наказания за невыполнение своих обязанностей.

Насупившись, Поликрат поспешно осмотрел замки, двери и пустые комнаты казны. На мраморном полу поблескивали оставленные святотатцами монеты. Наконец, подняв голову, король приказал:

— Позвать сюда немедленно Теодора, моего придворного золотых дел мастера!

Вернувшись домой после разговора с королем, Теодор был грустен. Еще бы! Приказ короля нельзя было не выполнить, а выполнить было почти невозможно! Непослушание же равносильно изгнанию или смерти.

Сидя неподвижно и размышляя о своей судьбе, Теодор не заметил, как к нему подошел приятель. Почувствовав на плече чью-то руку, он поднял голову.

— А, это ты, друг мой, — тихо проговорил золотых дел мастер. — Плохи мои дела. Поликрат велел в течение месяца сделать двенадцать различных замков для дверей храма, чтобы никто посторонний не мог их открыть. Подумай только: двенадцать замков, непохожих один на другой. Разве это мыслимо?

— Я верю в тебя, мой учитель. Верю, что ты лучший мастер на нашем острове… — стараясь подбодрить Теодора, начал Ксимон.

Но это не помогло. Оба молча сидели, думая о чем-то. Первым молчание прервал Теодор.

— Где-то я видел странный замок. Только вот где? Ага, вспомнил! Мне показывал его египетский купец. Замок был совсем не похож на наши. Помню особенно меня поразила точность изготовления. Это было настоящее чудо рукоделия. Никто не сможет открыть замок без соответствующего ключа, сделанного с необыкновенной точностью…

— Ну вспоминай, вспоминай, как он был сделан, — с надеждой в голосе говорил Ксимон.

— Для изготовления такого замка надо было бы сделать десятки, сотни маленьких деталей. А это требует времени. Ведь какие у нас инструменты: молоток, долото, гравировальная игла. Вот, пожалуй, и всё. Целый год я и мои помощники должны были бы потратить только на эти детали. Да… видимо пришел мой черный день.

Ксимон задумался.
— Мой Теодор! Ты мне когда-то рассказывал об одном интересном приспособлении для обработки металла, значительно ускоряющем работу. Это приспособление ты придумал сам, помнишь?

— Да, было время, когда я обдумывал, как сделать такое устройство. А сейчас мне не до него…

— Вот именно оно пригодилось бы тебе сейчас больше, чем какое-либо другое! Гони прочь злые мысли и принимайся за дело. Вот тебе моя верная рука!

* * *

Через несколько дней в мастерской Теодора появилось какое-то странное устройство. На деревянной подставке были укреплены две стойки, в которых имелись горизонтальные отверстия. Через оба отверстия проходил металлический валик с одной стороны прямой, а с другой согнутый в виде кривошипа. Кривошип в свою очередь был соединен с ремнем и педалью.

Окружив своего мастера, ученики внимательно следили за тем, как работал на этом устройстве Теодор. Как только мастер нажимал на педаль, валик начинал вращаться. Всё в порядке. Можно приступать уже к обработке металла. На прямой конец вала мастер насаживает еще один короткий, но тонкий валик, а затем на этом тонком валике укрепляет кусочек металла, на котором нужно вырезать неглубокую спиралевидную канавку. Сейчас при нажатии педали между стойками вращается валик и вместе с ним кусок металла. Теодор всё чаще нажимает и отпускает педаль, а валик вращается всё быстрее и быстрее. Теперь мастер подносит к куску металла мел, и на металле, имеющем уже вид валика, появляется спиральная линия. Мастер берет гравировальную иглу и прижимает её к металлу, по-прежнему нажимая на педаль. И как только Теодор прекратил вращение, все с удивлением заметили на поверхности металла ровненькую канавку. Всё это произошло так быстро и неожиданно, что у наблюдающих за работой мастера дух заперло.
— Вот так мы все будем работать! — воскликнул счастливый Теодор, обращаясь к своим ученикам. — Приказ короля успеем выполнить!

* * *

Это было радостное событие в жизни золотых дел мастера. Это было одновременно начало нового этапа техники. Построенное Теодором на острове Самос устройство претерпело ряд усовершенствований и стало основным инструментом для обработки металла. Сегодняшнего правнука этого инструмента мы называем металлообрабатывающим станком.

Появление станков произвело решительный переворот. На них можно было шлифовать, фрезеровать, строгать, точить, пилить и выполнять целый ряд всевозможных сложных операций. Конечно, уже не надо было держать гравировальную иглу, перемещать её вдоль обрабатываемой детали и нажимать на педаль. Станки приводили электродвигатели, благодаря которым можно было точнее и быстрее обрабатывать всевозможных размеров детали.

Без станков сейчас трудно представить себе существование промышленности. Без них нельзя сшить ботинки, сделать велосипед, мотоцикл, так как для производства всего этого нужны машины, а части и детали машин изготовляются именно на станках.

Не случайно станкостроительные заводы называют часто «заводами заводов». Именно такие заводы играют решающую роль в промышленности каждой страны.

В Польше производством станков занимаются 34 завода. Ежегодно они изготовляют почти 50 тысяч всевозможного рода больших и маленьких станков для нужд нашей страны и на экспорт. Наши станки покупают многие страны мира (Чехословакия, Югославия, Румыния, Венгрия, Англия, Китай, Бразилия, Аргентина и Куба) и высоко ценят труд польских станкостроителей.

Рассказ о станках, об их конструкции и назначении каждого вида можно было бы только начать. Но мы ставили совсем другую цель. Мы познакомили вас с первым станкостроителем Теодором, жившим на острове Самос две с половиной тысячи лет тому назад и разработавшим основу современных станков.

Добавить комментарий