Всё об автомобиле. Рама — «позвоночник» автомобиля

На прошлых занятиях мы познакомились немного с конструкцией двигателя и трансмиссией. Все эти части крепятся на несущей конструкции — раме, которую шутливо можно назвать «позвоночником» автомобиля.

Рама автомобиля представляет собой систему балок и труб, сцепленных между собой соответствующим образом. Балки и трубы образуют легкий каркас, к которому прикреплен двигатель, оси с колесами и ряд других частей автомобиля. Рама бывает различной конструкции: иногда она имеет вид двух скрещенных балок, иногда является большой прямоугольной плитой из листовой стали. Толстая труба, проведенная вдоль автомобиля по его середине, может быть тоже рамой.

Рис. 41. Автомобильные рамы:
a) рама из стальных балок;
b) рама из одной стальной трубы.

Каждый автомобиль должен ехать быстро не только по ровному шоссе, но и по ухабистой неровной дороге. В таких случаях хорошо видно, как колеса «подпрыгивают» на камнях, а в автомобиле в это время можно почти не заметить сотрясений.

Какая же часть автомобиля уменьшает тряску на плохой дороге? Старшеклассники, знакомые с вождением автомобиля, сразу же сказали бы, что для этой цели служит подвеска. Колеса автомобиля подвешены под рамой так, что они могут «прыгать» независимо от рамы, и соединены с рамой рессорами. Очень часто применяется листовая рессора. Такая рессора состоит из большого количества листов (для обеспечения гибкости). Верхний лист — главный — самый длинный и заканчивается так называемыми сережками. Каждый следующий лист короче каждого предыдущего. Листы, скрепленные вместе, образуют листовую рессору.

Рис. 42. Так выглядит листовая рессора, не скрепленная винтом. Для упрощения показаны лишь четыре листа. В действительности их гораздо больше.

Как видно на рисунке, все рессоры, своими сережками, то есть закрученными концами, прикреплены к раме автомобиля, а их середина — к оси.
На рисунке 43 показан принцип действия листовой рессоры. В нормальном положении рессора согнута. Как только колесо «подпрыгнет» на ухабе, рессора согнется и смягчит толчок.

Рис. 43. Принцип действия продольной листовой рессоры:
1 — ось автомобиля;
2 — листовая рессора;
3 — рама автомобиля.

Подвеска, о которой мы только что говорили, называется подвеской на продольных листовых рессорах. Легко додуматься, что бывают также и поперечные рессоры. Они отличаются от продольных тем, что серединой прикреплены к раме, а сережками — к оси автомобиля, но и, конечно, в отличие от продольных, укреплены поперек автомобиля.

Рессоры, как и пружина, смягчают толчки при езде и позволяют ехать быстро и безопасно даже по плохой дороге. Чтобы лучше понять принцип работы рессор, проделаем с вами следующий опыт. Бросим с силой мяч на пол. Мяч будет подпрыгивать, причем каждый раз всё ниже и ниже, а потом покатится по полу и, наконец, остановится. А как будет выглядеть подобное явление в автомобиле?

Рис. 44. Здесь обозначены положения колес автомобиля при езде через препятствие. Амортизатор уменьшает подскакивание колес и качку всего автомобиля.

Когда колесо натолкнется, например, на камень, оно как бы подпрыгнет, рессора согнется и частично смягчит толчок. В это же время рама автомобиля получит немного уменьшенный толчок вверх. Опускаясь вниз, она уже не вернется в свое прежнее положение, а прогнет рессору вниз. Начнется процесс затухающих качек рамы вниз и вверх. Весь автомобиль подпрыгивает как мячик. Пассажиры начинают себя плохо чувствовать, да и самому автомобилю такие встряски причиняют огромный вред. Вот бы придумать что-нибудь такое, что заставило бы раму после толчка медленно опускаться вниз. Тогда-то рама не прижимала бы рессоры, рессоры не прогибались и не было бы следующего толчка вверх! Для этой цели конструкторы установили амортизаторы.

В настоящее время почти во всех марках автомобилей применяются исключительно гидравлические амортизаторы. Схема простейшего амортизатора этого типа показана на рис. 45. Он состоит из цилиндра, наполненного специальной жидкостью, в котором ходит поршень. По всей окружности поршня расположены отверстия, большинство которых закрыто тонкими гибкими листами. Ухо (7) соединено с рамой, а ухо (8) — с осью автомобиля.

Рис. 45. Принцип действия гидравлического амортизатора:
1. — стержень поршня;
2. — попшень;
3. — жидкость в цилиндре;
4. — отверстие в поршне;
5. — гибкий лист, прикрывающий отверстия;
6. — цилиндр;
7. — нижнее ухо;
8. — верхнее ухо.

При прогибании рессоры расстояние между рамой и осью уменьшается, поршень амортизатора передвигается вниз. Сжимаемая жидкость прогибает листы и свободно переходит на другую сторону поршня. Когда же рессора возвращается в первоначальное положение, поршень идет вверх. А сейчас внимание! Жидкость в цилиндре может возвращаться обратно только через одно отверстие, так как остальные закрыты. Поэтому-то рама медленно возвращается в первоначальное положение, а автомобиль едет спокойно.

Как видите, амортизатор играет совершенно другую роль, чем рессора. Запомните это и не путайте эти два понятия.

Тадеуш Рихтер

 

Премии за правильное решение технической загадки

РЕЗУЛЬТАТЫ РОЗЫГРЫША
Зa правильное решение «Технической загадки», помещенной в 11-ом номере журнала (ноябрь 1963), премии получат: Бредихин Юрий — пос. Ильевка; Щекотихин Юрий — Тирасполь; Бирюченков Евгений — Пушкино; Пронин Владимир — Ярославль; Ермаков Виктор — Арсеньев; Белоус Николай — Киев; Троицын Олег — Омск; Гдешинский Михаил — Киев; Васильев Валерий — Ново-Богдановка; Коробков Константин — Оренбург.
Правильное решение;
1 — С; 2 — А; 3 — Е; 4 — В; 5 — D.
Решение логогрифа: Москва

Добавить комментарий